Глава 2

Исследование: 
Проза раннего Чехова
Тип продукта научной работы: 
Реферат только часть
Дата создания продукта: 
1 Mar 2012
Описание версии подукта: 
Глава 2
Описание продукта: 

 Глава № 2.

Текстовый разбор  ранних произведений А.П.Чехова « Смерть чиновника», «Хамелеон». Чудаков, в своей книге, посвященной творчеству Чехова в ранних рассказах выделяет следующие особенности поэтики Чехова: ( заглавие, описание мелочей, имена персонажей, знания медицины, комичность в серьезных рассказах). Проанализировав особенности ранней Чеховской прозы мы обратим внимание на те приемы о которых не говорится в книге литературоведа.

 

 « Смерть Чиновника».

 

Первое что обращает на себя внимание это не соответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу и тем как он рассказывается.

 

Рассказ начинается со слова «смерть»(в заглавии) и заканчивается словом «помер». В пору оплакивать несчастную судьбу героя, а между тем в рассказе много смешного.

 Тон повествования игрив( « В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…») Забавны имена персонажей(Червяков, Бризжалов). Комична настойчивость , с которой Червяков пристает к генералу.

Здесь несоразмерны повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» - в конце же «помер». Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов и берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается весьма серьезных вещей. Объектом насмешки является Червяков, а о генерал обрисован в произведении вполне нейтрально: он лишь реагирует на действия другого персонажа.

Добровольное пресмыкательство самоуничтожение маленького человека – вот поворот известной ранее темы, предложенный Чеховым. Чехов показывает, что дело не в злых, дурных начальниках, зло лежит глубже.

 

« Хамелеон»

Имя рассказа «Хамелеон» давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные.

Разнообразны появления юмора в рассказе.

 Простейшие формы комизма – нелепые фамилии персонажей( Очумелов, Елдырин, Хрюкин), абсурдные словоупотребления и синтаксис в их репликах.

Основной композиционный прием в рассказе – повторение.

 В «Хамелеоне» повторяется ситуация с выяснениями. 5 или 6 раз меняется ответ на вопрос «чья собака?» и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. За всеми переменами в его реакции стоит весьма устойчивый принцип. В основе всех метаморфоз его поведения – незыблемая убежденность в превосходстве «генеральского» над «прочим», и эта незыблемость прочна, как и убеждение Червякова, это отношение низших к персонам должно основываться на предпочтительности и подобострастии.

В хамелеоне в отличии от смерти чиновника, генерал не появляется на сцене и остается закулисным персонажем. Однако закулисные персонажи оказывают влияние на то что происходит перед глазами читателя или зрителя. 

 

Эти рассказы могут служить образцами социальной сатиры времен Александра 3, времен произвола властей, усиление зависимости маленького человека от тех, в чьих руках власть и.тд. Неверно считать что рассказы Чехова представляют лишь исторический интерес или, что в них затронута социальная тема. В каждом рассказе Чехов рассматривает очередную разновидность стереотипа, шаблона мышления и поведения. Страшная сила застывших представлений, заставляющих человека мыслить и поступать по стандарту, столкновения между носителями разных «правд» станут постоянными темами произведений писателя.

feedback
Loading