Сравнительно-историческое исследование цивилизаций не может обойтись без хотя бы минимума общих понятий, в которых аккумулированы как исходные предпосылки, так и существенные результаты ранее проведенной работы. В целом методологические исследования в самых различных областях науки весьма распространены в нашей стране и всегда поощрялись (по крайней мере, декларативно) в самых высоких академических кругах. Но более чем тридцатилетний опыт научной работы раскрыл передо мной ту истину, что "методологические разработки" в очень большом числе случаев оказывались совершенно бесплодными, вырождались в ритуально напыщенный набор разглагольствований, осмеянных еще Рабле, Мольером и Свифтом, великими разоблачителями псевдоучености.
История наук, естественных и общественных, дает достаточно материала, чтобы уяснить причины этого. Главная причина — тенденция методологов к самозамыканию в кругу излюбленных абстракции без соотнесения этих последних с эмпирическим материалом и реальной практикой предметно-содержательных научных исследований в той или иной области науки. Когда человек занимается только глобальными проблемами со школьной скамьи и до склеротической старости, никогда не будучи вовлечен в исследование того или иного конкретного вопроса той науки, "методологию" которой он "разрабатывает", это неизбежно обрекает его на бессодержательно-схоластический образ мышления и
1 Автор придерживается той точки зрения, что цивилизация — это определенный этап в развитии культуры, связанный с процессами образования государства, классообразования, урбанизации, возникновения письменности.