Рассмотрение творчества как одной из способностей человека

Статус выполнения задачи: 
Готово на 100%
Плановые сроки выполнения: 
16 Dec 2009 - 6 Feb 2010
Необходимые действия: 

Написание первого варианта текста реферата

 


Москва
20
Плахова Дарья
Творческие способности человека
Содержание
Введение
1. Понятие способностей. Творческие способности
2. Творчество. Подвиды творчества и их особенности
3. Методики изучения творческих способностей
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Изучение творческих способностей человека актуально в гимназии потому, что все учащиеся сталкиваются с применением своих творческих способностей в школе и за ее пределами (проектная и исследовательская деятельность, кружки, социальные практики и индивидуальное творчество подростков).
Знание своих способностей, понимание выраженности творческих способностей, потребность в творчестве будут не только использованы в профессиональной деятельности выпускниками гимназии, но и в дальнейшей их повседневной жизни ( увлечения, хобби, любая другая креативная деятельность, воспитание детей). А поскольку развитие науки таково, что постоянно нужно снабжать науку новыми идеями, то общество нуждается в творческих людях, следовательно , профессия, связанная с творчеством, востребована и выгодна.
Цель работы - изучить разные творческие способности. Всестороннее изучение творчества охватывает множество взаимосвязанных проблем - творческих способностей, творческой деятельности, мышления.
 
 
1. Способности
Приведем некоторые определения способностей:
1. Индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, т.е. характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности (Б.М. Теплов)
2. Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются (С.Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии»).
3. Свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (Р.С. Немов «Место способностей в структуре личности»).
4. Способности - это отражение личностью требований только той или иной, но всегда определенной деятельности; характер - это отражение личностью всего ее общественного бытия. …талант, как высшие проявление способностей, делает эту определенную деятельность и все с ней связанное, наиболее значимым для личности общественным бытием. (К.К.Платонов «Структура и развитие личности»).
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного:
– это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, невозможно сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности человека.
 
 
 
Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимые для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышление, воображения, воле и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться нет в один из видов людской деятельности.
Согласно видам деятельности различаются специальные способности - графические, художественно – литературные, конкретно – научные (математические и т.п.), организационные и т.д.
В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы. Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, которые обеспечивают успех в определенной сфере деятельности, - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые осуществления, - гениальность ( от лат. genius - дух).
Специальные способности это способности, которые формируются на основе общих способностей в процессе профессионального обучения. Талант - наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности. Гениальность - высший уровень способностей, воплощенный в значимые осуществления.
С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».
Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
По мнению Поля Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.
Творческие способности человека
 «Под творческими подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» (Немов Р.С.).
Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.
Творчество: подвиды и особенности
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
 
Интересно, что ученые (Пономарев А.Я., Дружинин В.Н.) считают для творческого акта характерно рассогласование цели (замысла) и результата, в отличие от деятельности, где цель должна соответствовать результату. То есть, творческий результат может быть побочным продуктом процесса деятельности. Отсюда суть креативности: она сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности.
Таким образом творчество – не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности. В момент творчества ведущую роль занимает бессознательное, оно творит, а сознание принимает полученный продукт.
 
Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.
Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.
 
Что такое творческий потенциал?
Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?
Иногда хочется разнообразить свое творчество и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Начинаешь творить, а потом видишь, что получается одно и тоже. А иногда в результате долгих попыток сотворить что-то новое, можно просто войти в ступор. Как этого избежать?
Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свое творчество, увеличив творческий потенциал: начните изучать что-то новое, абсолютно не связанное с вашим делом. Отвлекитесь от своего любимого занятия. Например, если вы программист, начните танцевать, если музыкант, начните фотографировать природу. Прочитайте книгу на незнакомую и интересную тему, смените журнал, газету, поменяйте ресторан или столовую, в котором обедаете. Займитесь чем-то доселе для вас незнакомым: музыкой, боевым искусством, рисованием, и.т.д. Выбирайте новое увлечение на свое усмотрение и вкус, главное чтобы оно вам нравилось.
Тогда "новое" соединиться со "старым" в доселе неведомых, удивительных и чудесных формах. Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал.
Многие психологи используют этот способ увеличения творческого потенциала для лечения многих психологических и физиологических болезней. Потому что именно новое увлечение эффективно увеличивает творческий потенциал и совершенствует душу личности.
 
3. Методики изучения творческих способностей
 
Главными специалистами «психометрических» исследований креативности являются Гилфорд Дж. И Торренс Э.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Как результат своих многолетних исследований Гилфорд выдвинул шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблемы
- способность к генерированию большого числа идей
- гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи)
- оригинальность (нестандартный ответ на раздражители)
- способность усовершенствовать объект путем добавления деталей
- способность решать проблемы ( способность к анализу и синтезу)
 На основе этих выводов ученые разработали программы тестов, имеющих достаточно высокую надежность.
Тесты Торренса имеют еще большую надежность, предназначены для широкого спектра возрастов.
 
Все исследования показали, что чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность высоких показателей креативности, но у лиц с высоким интеллектом может быть и низкая креативность. Возможно, что при стандартном уровне интеллект и креативность образуют единый фактор, а при высоких интеллектуальных способностях интеллект и креативность становятся независимыми факторами.
 
М.Воллах и Н.Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями интеллекта и креативности. Эти группы отличаются способностью адаптации к социуму.
 
1. Высокий уровень интеллекта+высокая креативность : уверенное существование в социальной среде.
2. Высокий уровень интеллекта+низкая креативность:скрытность, страх перед неудачами, дистанцированность.
3. Низкий уровень интеллекта+высокая креативность: трудности обучения, тревожность.
4. Низкий уровень интеллекта+низкая креативность: нормальная адаптация, общительность, пассивность в учебе.
 
Обобщая выводы всех методик, В.Н. Дружинин подчеркивает, что человек, давший оригинальный, творческий ответ (в процессе тестирования) , заведомо обладает креативностью. Но если человек не дает творческого ответа в свободной ситуации, это не является свидетельством отсутствия у него креативности.
То есть, с помощью тестов можно выявить креативов, но некреативов точно определить невозможно.
Причина – спонтанность креативности. Она же затрудняет свое изучение креативности в целом.
 
 
4. Заключение
 
Так как творческие (специальные)  способности проявляются раньше общих (возможно их наличие в раннем детстве) их нужно выявлять как можно раньше и развивать.
   Выявленные в результате методологических исследований типы групп с различной степенью развития интеллекта и креативности должны учитываться в образовательных учреждениях с точки зрения дифференцированного подхода ученикам и максимального вовлечения в учебный процесс и социальную активность.
 
???
 
 
 
 
Список литературы
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 1999, СПб «Питер Ком»;
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности, 1978, М. «Высшая школа»;
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2002, СПб «Питер»;
- НемовР.С. Место способностей в структуре личности.
- Лук Л.И. «Мышление и творчество», 1976, М. «Педагогика»;»;
- Пекелис В.Д. «Твои способности, человек!», 1984, М. «Знание»;
- Пономарев Я.А. «Психология творчества» , 1976, М. «НАУКА».
- Столяренко Л.Д. «Основы психологии», 1997, Ростов н/д, «Феникс».
:
 


 
 
 
Результат выполнения задачи (продукт исследования): 
Введение
feedback
Loading