Введение

Тип продукта научной работы: 
Реферат только часть
Дата создания продукта: 
19 Dec 2009
Описание версии подукта: 
Версия №1.
Описание продукта: 

 

Творческие способности человека



Выполнила:
Плахова Дарья
ученица
9 класса «А»

Руководитель:
Смирнова О.М.
10 .

Они выявляются в процессе развития задатков. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимые для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышление, воображения, воле и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться нет в один из видов людской деятельности.
Согласно видам деятельности различаются специальные способности - графические, художественно – литературные, конкретно – научные (математические и т.п.), организационные и т.д.
В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы. Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, которые обеспечивают успех в определенной сфере деятельности, - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые осуществления, - гениальность ( от лат. genius - дух) .
Специальные способности это способности, которые формируются на основе общих способностей в процессе профессионального обучения. Талант - наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности. Гениальность - высший уровень способностей, воплощенный в значимые осуществления.

Психические особенности одаренности и тем более гениальности оказываются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант - попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность- попадание в цель, которую еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных осуществлений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в разных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развития одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, которые не сковывают нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Поля Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Творческие способности человека

1.- способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи (www.remox.ru/.../ )

«Под творческими подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».(Немов Р.С.)

Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки. Следовательно, направленность обучения на развитие интеллектуальных способностей, увеличение объёма знаний (полученных максимально самостоятельно) является необходимой задачей преподавателя высшей школы.

Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.

Творчество: подвиды и особенности

Подробно рассмотрим творческое мышление, определим его особенности.

В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции, подающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность.

В специальных исследованиях (Асмолова А.Г., Бернштейна С.М., Варламовой Е.П., Глотовой Г.А., Данильченко В.М., Канн-Калик В.А., Никандрова П.Д. и др.) содержится ряд синонимов понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.

Я.А. Пономарёв считает, что творческое мышление - это нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества)

А. Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью.

А. Матейко пишет «Исходная точка всякого творчества - лёгкость образования неожиданных ассоциаций». Последние, как известно, образуются в мышлении: в его процессе и результате.

В.В. Серебрянников и М.И. Ясюков раскрывают творчество как определённое содержание в процессах мышления и деятельности в самом творчестве. Вместе с тем, можно встретить публикации, в которых творчество полностью отождествляется с творческим мышлением .

Применяется термин творческое мышление как высшая степень продуктивного мышления. Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.

Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения — типичные примеры творческой деятельности.
Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Однако можно указать некоторые моменты, характерные для большинства случаев творческой деятельности.

1) Вдохновение.
Первое, что всегда обращает на себя внимание при анализе процесса творчества, — это то состояние особого напряжения и подъёма всех сил и способностей, человека, которое обозначается словом вдохновение. Оно связано обычно с важнейшими, решающими моментами творческой деятельности — с возникновением замысла и идеи произведения, с нахождением, решения научной проблемы, принципа изобретения или идеи оперативного плана, с созданием центральных образов художественного произведения и самых проникновенных и волнующих моментов его.
Состояние вдохновения характеризуется прежде всего полным сосредоточением внимания на предмете творчества и отвлечением от всего остального.
Потому, что сознание целиком сосредоточено на предмете творчества, самый процесс творчества очень мало осознаётся в состоянии вдохновения. Художник обычно не может ответить на вопрос, как родились в нём самые вдохновенные образы, учёный не может сказать, как пришла ему на ум в минуту «озарения» решающая идея его открытия. В состоянии вдохновения человек менее чем когда-либо способен следить за тем, как протекают у него процессы мышления и воображения. Поэтому в состоянии вдохновения творческие процессы являются мало осознанными. Но это не значит, что самое творчество в состоянии вдохновения является, как иногда думают, «бессознательным». Как раз наоборот. Неосознанность творческих процессов — следствие максимальной сознательности самого творчества.
Вдохновение характеризуется не только сосредоточением внимания на предмете творчества, но и эмоциональным погружением в него, глубокой захваченностью теми чувствами, которые возбуждаются предметом творчества.
Вдохновение — это состояние большого эмоционального подъёма, при котором, однако, сохраняется исключительная ясность сознания.
Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения,— совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли.

2) Подготовительные этапы творческого процесса

Нередко бывает, что основные идеи, дающие решение научной проблемы, или центральные моменты художественного произведения создаются в течение сравнительно коротких периодов большого подъёма вдохновения. Но это не значит, что такими «вспышками вдохновения» исчерпывается весь процесс творчества. Кратковременные периоды исключительной творческой продуктивности всегда представляют собой лишь итог огромной предварительной работы. Если решение сложнейшей научной проблемы иногда приходит в голову учёного как бы внезапно, без всяких усилий, в самый неожиданный момент — на прогулке, в трамвае, в театре, в постели перед засыпанием или после пробуждения,— то на самом деле, конечно, не этот момент даёт решение; он является только конечной точкой длительного процесса творческой работы. Предварительная работа, служащая подготовкой творческого решения задачи, заключается в изучении, обдумывании этой задачи и в собирании необходимых материалов. Однако подготовительная работа не сводится только к собиранию материалов специально для осуществления данного замысла. Не меньшее значение имеет то, что можно назвать собиранием материалов «впрок», которое составляет необходимый момент в творческой деятельности и учёного, и художника. Всякий хороший специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмысливанием их. Поэтому, сталкиваясь с какой-либо новой проблемой, он располагает уже значительным запасом подготовительного материала, фактов и идей. Возможность давать быстрые решения новых вопросов и является результатом такой общей подготовки в определённой области творческой деятельности.

Что такое творческий потенциал?

Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?

Иногда хочется разнообразить свое творчество и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Начинаешь творить, а потом видишь, что получается одно и тоже. А иногда в результате долгих попыток сотворить что-то новое, можно просто войти в ступор. Как этого избежать?

Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свое творчество, увеличив творческий потенциал: начните изучать что-то новое, абсолютно не связанное с вашим делом. Отвлекитесь от своего любимого занятия. Например, если вы программист, начните танцевать, если музыкант, начните фотографировать природу. Прочитайте книгу на незнакомую и интересную тему, смените журнал, газету, поменяйте ресторан или столовую, в котором обедаете. Займитесь чем-то доселе для вас незнакомым: музыкой, боевым искусством, рисованием, и.т.д. Выбирайте новое увлечение на свое усмотрение и вкус, главное чтобы оно вам нравилось.

Тогда "новое" соединиться со "старым" в доселе неведомых, удивительных и чудесных формах. Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал.

Многие психологи используют этот способ увеличения творческого потенциала для лечения многих психологических и физиологических болезней. Потому что именно новое увлечение эффективно увеличивает творческий потенциал и совершенствует душу личности.

Список литературы

1. Уже изученной:

- Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 1999, СПб «Питер Ком»;

- Моляко В.А. Психология творческой деятельности, 1978, М. «Высшая школа»;

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2002, СПб «Питер»;

- НемовР.С. Место способностей в структуре личности.

2. Еще не изученной:

- Лук Л.И. «Мышление и творчество», 1976, М. «Педагогика»;»;

- Пекелис В.Д. «Твои способности, человек!», 1984, М. «Знание»;

- Пономарев Я.А. «Психология творчества» , 1976, М. «НАУКА».

- Столяренко Л.Д. «Основы психологии», 1997, Ростов н/д, «Феникс».

:

 



Москва
20

Плахова Дарья

Творческие способности человека

Содержание

Введение

1. Понятие способностей. Творческие способности

2. Творчество. Подвиды творчества и их особенности

3. Методики изучения творческих способностей

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Изучение творческих способностей человека актуально в гимназии потому, что все учащиеся сталкиваются с применением своих творческих способностей в школе и за ее пределами (проектная и исследовательская деятельность, кружки, социальные практики и индивидуальное творчество подростков).

Знание своих способностей, понимание выраженности творческих способностей, потребность в творчестве будут не только использованы в профессиональной деятельности выпускниками гимназии, но и в дальнейшей их повседневной жизни ( увлечения, хобби, любая другая креативная деятельность, воспитание детей). А поскольку развитие науки таково, что постоянно нужно снабжать науку новыми идеями, то общество нуждается в творческих людях, следовательно , профессия, связанная с творчеством, востребована и выгодна.

Цель работы - изучить разные творческие способности. Всестороннее изучение творчества охватывает множество взаимосвязанных проблем - творческих способностей, творческой деятельности, мышления.

1. Способности

1.- индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, т.е. характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности (Б.М. Теплов)

2.- сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются (С.Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии»).

3.- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (Р.С. Немов «Место способностей в структуре личности»).

4.- "Способности - это отражение личностью требований только той или иной, но всегда определенной деятельности; характер - это отражение личностью всего ее общественного бытия. …талант, как высшие проявление способностей, делает эту определенную деятельность и все с ней связанное, ниболее значимым для личности общественным бытием." (К.К.Платонов «Структура и развитие личности».

Способности

Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного

– это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, невозможно сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности человека.

ГОУ Гимназия № 1505 № «Московская городская педагогическая гимназия –
лаборатория»





РЕФЕРАТ
по психологии




 

feedback
Loading