"Учительская копилка"

Учительская копилка
        1. Конспект открытого урока на конкурсе «Учитель года»
         Литература, 11 класс
         Учитель Терехов В.А.
           Тема: Творчество Даниила Хармса и истоки современного литературного авангарда
          Цели урока: - создать первое представление о законах искусства абсурда
 -дать представление о своеобразии литературных экспериментов обэриутов и их влиянии надальнейший литературный процесс
          - познакомить школьников с творчеством Даниила Хармса
          - продолжить формирование навыков анализа литературного текста
          - развивать представление старшеклассников об интерпретации произведения искусства
Оборудование, материалы к уроку: классная доска, распечатка текстов Хармса (на каждую парту), фонозапись исполнения С.Юрским и З.Гердтом  рассказов Хармса, магнитофон, возможно - слайдопроектор и слайды русской авангардной живописи 20-30 годов ХХ века.
 Ход урока
1.Знакомство с классом. / 2 минуты /
2.Постановка проблемы на урок. / 1 минута /
        - Все то, чем мы сегодня с вами будем заниматься, странное искусство. Возникает даже вопрос: искусство ли? Чтобы ответить на этот вопрос утвердительно, надо доказать, что оно отражает - хотя и очень своеобразно - жизнь, что оно построено по определенным законам. Я говорю об искусстве абсурда.
Запись на доске: АБСУРД, АЛОГИЗМ
3. Сообщение учителя. / 10 минут /
  Абсурд как направление в искусстве зарождается, видимо, в конце XIX - начале XX века. Вспомним футуристов, это уже первые подступы к абсурду: разрушение логической связи между событиями (например «Ничего не понимают» Маяковского), стихи ни о чем, разложение языка (стихи Хлебникова, Бурлюка, Крученых).
Крупнейшие представители искусства абсурда на Западе: Эжен Ионеско («Лысая певица», «Стулья»), Сэмуэль Беккет («В ожидании Годо»).
Запись на доске: Э.ИОНЕСКО, С.БЕККЕТ.
Но в России искусство абсурда имело и свои корни - Гоголь («Нос»), Салтыков-Щедрин («История одного города»). И когда после 1917 года авангард разъединился, то некоторые во главе с Маяковским пошли на сближение с новой властью, а некоторые, наоборот, отошли как можно дальше от политики и официальности. Среди этих вторых ярким явлением было ленинградское объединение ОБЭРИУ (ОБъединение  Реального Искусства).
Запись на доске: ОБЭРИУ.
Почему У? - «Потому что потому оканчивается на У»! Установка на игру,  на иронию, на юмор, впрочем,  часто - черный. Они заявляют: «Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты не-реальны, не-логичны? А кто сказал, что житейская логика обязательна для искусства? ... У искусства  своя логика, и она не разрушает  предмет, но помогает его понять» (из Декларации). Обратите внимание - свое искусство  они называли не реалистическим, а реальным, то есть существующим реально, объективно, вне зависимости от нашего вкуса, от нашей воли.
В ОБЭРИУ входили А. Введенский, К. Вагинов, Н. Заболоцкий, Н. Олейников, но лидером  их был Даниил Иванович Ювачёв (псевдонимы - Даниил Хармс, Чармс, Шардам)
Запись на доске: Даниил Хармс (1905 - 1942)
Он был человек очень странный, яркий, склонный к буффонаде даже в быту. Со свойственной ему экстравагантностью  утверждал: «Меня интересует в жизни только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла; меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении».
Его главная книга называется «Случаи».
Запись на доске: «Случаи».
4. Эвристическая беседа с учениками. / 8 минут /
- Что, по-вашему, означает это название в контексте его творчества, почему такое название можно считать программным для Хармса? ( Название выявляет случайность сюжетов, вырванность их из контекста и значит - абсурдность!)
Одной из важнейших составляющих творчества Хармса является его пародийность.
 Запись на доске: пародия, пародийность.
Покажите на примере «Анекдотов о Пушкине» пародийный характер книги. Обратите внимание на время создания миниатюр. (Многие миниатюры написаны в 1937 году, год столетия гибели поэта. В стране идет кампания по празднованию этой даты. Хармс тоже как будто включается в эту игру, выявляя ее «перегибы», ее абсурд.)
- Так что же пародирует Хармс? Пушкина? Нашу светлую память о нем? (Нет, только пошлое, примитивное массовое сознание, невежественность в отношении к истории, к культуре.)
Но пародии не главное в книге. Самой важной считается тема разрушения, исчезновения, смерти. Прослушаем запись исполнения замечательными актерами Сергеем Юрским и Зиновием Гердтом двух произведений Хармса - «Голубая тетрадь № 10» и «Вываливающиеся старухи».
5. Прослушивание фонозаписи и анализ услышанного. / 12 минут /
Что выделяет при чтении каждый из чтецов? Чем интересна его интерпретация текста Хармса? (Гердт акцентирует наше внимание на удивлении, вызванном происходящим, здесь ярче чувствуется абсурдность ситуации. Юрский же читает Хармса, подчеркивая обыденность, скуку, пошлость жизни, тем самым заявляя, что вся наша жизнь такова.)
Но ведь обе миниатюры о смерти, уничтожении! Какие эмоции это в вас вызывает? (Как ни странно - особых эмоций не чувствуется, разве что смех, но и тот какой-то пустой, внешний, невеселый .)
Задумаемся над этим странным несоответствием: история о смерти, вызывающая пустой смех. Ведь это ...страшно! И теперь посмотрите на дату создания миниатюр (1937 год). Не возникает ли ощущение, что таким странным образом, опосредованно Хармс передает леденящий ужас своей эпохи? И значит - его «рассказики» не просто чушь, хохма, игра в слова. Докажем это на конкретном тексте.
6. Работа по анализу текста. / 10 минут /
Рассмотрим миниатюру «Машкин убил Кошкина».
Внимательно прочитайте текст произведения. Дайте ответы на вопросы:
Что за люди Машкин и Кошкин? Что мы о них знаем? (Ничего, они безлики, они - носители фамилий.)
Почему Хармс называет их товарищами? Как звучит в контексте рассказа это хорошее слово? (Товарищ - традиционное советское обращение, автор показывает, как оно утрачивает свое значение, стирается, обессмысливается.)
Как рассказано о действиях персонажей? Оцените синтаксическое разнообразие и сложность предложений в тексте. Почему каждое новое предложение начинается с абзаца? (Действия бессмысленны, лишены причинно-следственных связей, кажутся механическими, абсурдными. Синтаксис однообразен и упрощен. Возникает ощущение пустоты, примитивности, убогости, бездуховности персонажей. )
Как  звучит в финале миниатюры страшное слово «убил»? (И оно тоже потеряло свое истинное значение, стерлось,  не ужасает.)
Так о чем это произведение? Отражает ли оно свое время? И прав ли был Хармс, говоря, что интересуется только  «чушью»? (Этот рассказ очень ярко выражает время, страшную эпоху 30-х годов, когда жизнь отдельного человека теряет ценность в глазах общества, когда существование лишается главного - осмысленности, перспективы, когда отношения между людьми расшатаны, формальны.)
Теперь, я думаю, не надо объяснять, почему Даниил Хармс был арестован и закончил свою жизнь в застенках ленинградского НКВД.
7. Вывод урока. / 2 минуты /
Итак, мы доказали себе сами, что произведения Хармса отражают жизнь и делают это талантливо, неординарно. Мы увидели, что произведения эти построены по определенным законам; и если эти законы знать, то и нелепость, абсурдность сочиненного обретает смысл, эстетически воздействует на читателя. Значит,  перед нами настоящее искусство! Заканчивая урок, скажем, что в дальнейшем в литературе XX века эти принципы будут еще неоднократно востребованы. Без этого  не понять книг Аксенова и Вознесенского, Бродского и Довлатова, Ерофеева и Кибирова и уж тем более современного авангарда.

2.Элективный курс «Я – Эрудит» (от устной к письменной речи) 6 класс:
Учитель Вишневскя Л.Л.
Тема занятия элективного курса
«Жизненый путь братьев Кирилла и Мефодия»
Цель занятия – доказать, что жизненный путь братьев Кирилла и Мефодия – подвиг
Направление поиска:
1.Биография братьев
2.Местонахождение на карте современного мира
3.Книги, написанные и переведённые на славянский язык учёными
Форма отчёта: устный и письменный доклады, презентация

3 Служение муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) 9 класс
Учитель Грабуздова С.К.

Цели:   1. Дать представление учащимся о личности А.С. Пушкина, как о человеке, который по своему внутреннему духовному существу был глубоко нравственным, что нашло отражение в его творчестве.
2. Показать, какое значение имел михайловский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
3. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, эстетический вкус.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина; видеофильм «Музей-заповедник                Михайловское», созданный учащимися в ходе         работы над проектом «Литературная карта России».

Ход урока:
Эпиграф на доске:
Пора проступки юных дней 
Загладить жизнию моей

1. Слово учителя:
Поэт  и критик Аполлон Григорьев проговорился однажды, что «Пушкин-это наше все», - и мы с тех пор горделиво вторим тому, забывая: все - не только слава, гений, душевный подъем, поэтический восторг, полнота эмоций, постижение истины, идеал гармонического восприятия мира, но и – падения, ошибки, трагическое ощущение безысходности бытия, утрата смысла жизни, внутренняя борьба и нередкие поражения в ней.
В юные годы А.С.Пушкин страдал болезненным самолюбием, тщеславием, духовной гордостью, крайним индивидуализмом. Мы не ошибемся, если о духовной жизни тех лет ответим его собственными стихами из «Евгения Онегина», написанными в Болдине в 1830 году:
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол,
С толпою чувства разделяя,
Я музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров;
И к ним в безумные пиры
Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Чего больше и к чему направлены душевные стремления? – вот вопрос, в котором мы постараемся разобраться на нашем уроке.
2. На экране видеофильм «Музей-заповедник Михайловское».

3. Сообщение первого ученика:
В конце июля – начале августа 1824 года А.С. Пушкин принужден выехать из Одессы в новую ссылку. Ему «повелено» было жить в деревне - в Михайловском Псковской губернии.
Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена – последнего клена в Михайловском – среди кустов сирени, акации и жасмина, кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький деревянный флигелек. Он был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце XVIII века одновременно с большим господским домом. В нем помещались светелка и баня. При Пушкине в светелке жила Арина Родионовна, крепостная крестьянка Ганнибалов. В семье Пушкиных она прожила 31 год, была няней всех детей, но особенно привязалась к Саше. Вот наставление няни, которое она послала А.С.Пушкину, когда он покинул Михайловское: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич…за ваше здоровье я просфиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится.»
А.С.Пушкин отвечал ей сыновьей любовью, она была ему не только «единственной подругой», но и человеком, который, несомненно, имел на своего воспитанника нравственное влияние. Он видел в ней представительницу народа, историей которого он глубоко интересовался и гордился: «…Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.» Многие проступки юности он относит теперь за счет недостатков полученного им полуфранцузского, далекого от народной жизни воспитания.

4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне» (это стихотворение заранее подготавливается учеником).

5. Сообщение второго ученика:
В Михайловском А.С.Пушкин создал свыше 130 произведений. Среди них «Борис Годунов», 4 и 5 главы «Евгения Онегина», поэмы «Граф Нулин», «Цыганы», стихотворение «Деревня»… А между тем в духовном состоянии поэта происходит поворот. Еще в январе в Одессе им начаты «Цыганы», которых он и закончил тотчас по приезде в Михайловское. «Цыганы» были решительным осуждением байроническому и демоническому свободолюбивому герою, осуждением и вместе прощанием с ним. «Оставь нас, гордый человек», говорит старик-цыган, обращаясь к Алеко. Вячеслав Иванов справедливо находил, что этим сочинением А.С.Пушкин открыл себе путь к оригинальному творчеству, в основе которого лежали русские национальные традиции, в том числе и духовные.
Пушкин начинает проявлять чисто христианское участие в судьбе несчастных людей. Так, он усиленно просит В.А. Жуковского похлопотать перед императрицей Марией Федоровной о восьмилетней девочке-сироте из Одессы: «Нельзя ли сиротку приютить?...Пошевели сердце Марии, поэт, и оправдаем провиденье.» Его заботит судьба людей, пострадавших от наводнения в Петербурге. В письме брату он дает такое распоряжение: «Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег. Но прошу без всякого шума, ни словесного, ни письменного.»

6. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Если жизнь тебя обманет» (это стихотворение заранее подготавливается учеником).

7. Слово учителя:
В годы Михайловской ссылки талант Пушкина расцвел и окреп. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», поэт Петр Вяземский сказал: «Ум Пушкина развернулся ни на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал». В трагедии звучит тема народа. В чем видит Пушкин лучшую часть русской народной души? Вы сможете ответить на этот вопрос, посмотрев инсценировку драмы «Борис Годунов», сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»    (1603 г.), разговор Пимена с Григорием.
- Инсценировка сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре.»
- Работа с классом по осмыслению сцены из драмы «Борис Годунов» Пушкина:
Каким предстает перед Григорием Отрепьевым Пимен? (Смиренным, величавым, мудрым, бесстрастным, глубоковерующим, тихим, кротким, но пленяет неотразимой высотой духовной власти…)

Докажите по тексту: (Как я люблю его спокойный вид…
    Все тот же вид смиренный, величавый…
    Спокойно зрит на правых и виновных,
    Добру и злу внимая равнодушно,
    Не ведая ни жалости, ни гнева…)
Какие уроки преподает Пимен своему мятежному, обуреваемому страстями ученику Григорию?
Слово учителя:
Итак, мы видим, что Пимен – это не просто художественное изображение, это живое лицо, которое трогает, учит и пленяет читателя, подчиняя его своей тихой, кроткой, но не отразимой духовной власти. Недаром сам поэт говорил, что «полюбил своего Пимена», плененный его духовной красотой.
Пушкин был далек от общепризнанного теперь мнения, что нравственная жизнь каждого есть исключительно его частное дело, а общественная деятельность его совершенно не связана с первою. Личная жизнь героев имела тесную связь с его общественными и даже государственными убеждениями. Вот какие предсмертные слова влагает он в уста умирающего царя Бориса Годунова к своему сыну Федору.

8. Выразительное чтение учащимся отрывка:
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслаждениях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет
В семье своей будь завсегда главою;
Мать почитай, но властвуй сам собою.
Ты муж и царь; люби свою сестру,
Ты ей один хранитель остаешься.

9. Слово учителя:
Для Пушкина семья и отечество неразделимые понятия. Отечество является для поэта как бы домашним очагом народа. Самому чувству патриотизма, имеющему общечеловеческий характер, Пушкин дает не столько психологическое, сколько нравственное обоснование.
Итак, во время пребывания в Михайловском в душе поэта протекал глубинный духовный процесс; взгляды его менялись, и потому творчество того времени нельзя понять, не учитывая нравственной направленности этого процесса.


4. Логика (СЦЕНАРИЙ) семинарского занятия по спецкурсу (литература)
Учитель Савкина И.Ю.
Основные задания:
1. Перечитать главы XIX – XXI, XIV – XV, XXX – XXXV, XXXVIII, XXXIX .
части второй тома третьего романа;

2. Сделайте аналитическую сопоставительную таблицу по сражениям, изображённым в романе:
Бородинское сражение
Исторический комментарий Версия Л.Н. Толстого
 

3. Используя опорные вопросы, провести сопоставительный анализ образов Наполеона и Кутузова в эпизоде Бородинского сражения.

Вопросы к анализу эпизода Бородинского сражения
1. Что происходит в душе Пьера по дороге на Бородинское поле?
2. Что такое, по Л.Н. Толстому, чувство патриотизма (скрытая теплота патриотизма, глава V, гл. XXV ч. третья, том третий)?
3. Что объясняет Пьеру Андрей накануне Бородинского сражения? Почему его объяснение было столь важным для Пьера?
4. Проанализируйте эпизод «Пьер на батарее Раевского»): почему значительную часть событий на батарее и в целом в Бородинском бою Л.Н. Толстой показал в восприятии Пьера? Как описано поведение солдат? В чём эта сцена связана со сценой на батарее Тушина в эпизоде Шенграбенского сражения?
5. Что Пьер понял на батарее Раевского? Как раскрывается истинный героизм народа в этом  эпизоде Бородинской битвы?
6. Как раскрывается в эпизоде Бородинского сражения слово «миром»? Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят…» гл. 20?

Вопросы для сравнительного анализа образов Наполеона и Кутузова

1. Проведите сопоставление между образами Кутузова и Наполеона в романе (фрагменты глав XXXIII и XXXV). В чём противопоставлены Кутузов и Наполеон в эпизоде Бородинского сражения?
2. Какие герои романа несут  в себе наполеоновское начало? В чём оно заключается?
3. Почему эпизод Бородинского сражения – композиционный центр романа?
Почему для Л.Н. Толстого Бородино – великая победа русских? Как писатель объясняет причины этой победы?
Образ Пугачёва в «исторической метели»
 (по материалам «Истории пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки»
А.С. Пушкина).

Логика (СЦЕНАРИЙ) семинара.

1. Исторический аспект: Е. Пугачёв – предводитель восстания, исторические и личностные черты (по материалам «Истории пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина).
2. Литературоведческий аспект: художественное воплощение образа Е. Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
• Каким предстаёт Пугачёв в «Капитанской дочке»?
• Художественные приёмы и средства, используемые автором для создания образа Пугачёва в повести.
3. С какой целью, зная, какой Пугачёв в «Истории пугачёвского бунта», А.С. Пушкин трансформирует его образ в иную художественную версию в «Капитанской дочке»?
4. Используя материалы статьи М.И. Цветаевой «Пушкин  и Пугачёв»:
• Определите  своё отношение к  трактовке образа Е. Пугачёва в работе М.И. Цветаевой, а также к пониманию художественного замысла «Капитанской дочки». В чём вы согласны с М.И. Цветаевой, в чём – нет? Почему?
• Сформулируйте своё понимание творческого замысла автора «Капитанской дочки». Обязательно опирайтесь в размышлениях на систему доказательств по текстам «Истории пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
5. Сценарий   урока литературы по теме: «А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский и Троекуровы.
Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть (6 класс)
Учитель Савкина Ирина Юрьевна.

Цель урока:  помочь учащимся разобраться в отношениях между героями.
Задачи урока:
1. Повторить прочитанный материал, обращаясь непосредственно  к художественной ткани1-7 глав произведения.
2. Развить у учащихся навыки анализа и синтеза  при чтении художественных произведений.
3. Продолжить развитие у учащихся навыки   монологической речи.
4. Обращаясь к личному социальному опыту учащихся, формировать их ценностные ориентиры, личностное самосознание в его различных проявлениях: этическое, эстетическое, историческое, национальное.


Ход урока.

I  этап – организационный момент: приветствие, определение отсутствующих, выявление готовности учащихся к уроку, объявление темы урока. (2 мин).

II этап – Стадия вызова. (10 мин):
Учитель: Давайте вспомним всё, что мы знаем с вами по роману об отношениях Д. и Т. Как реализуются отношения Д- Т. в ключевых проблемах, обозначенных нами на прошлом уроке? Какой композиционный приём помогает читателю понять авторскую мысль7  Почему нам важно соотнести проблемы, фигурирующие в романе, с ключевой антитезой произведения? (иначе – цель нашего осмысления). Как озаглавили эти главы.
Составление кластеров (в центре тема, проблема, вокруг – слова, предложения, связанные с темой (по материалам 1-7 глав)
1. Судьба, 2 честь,3 долг, 4 любовь (учащиеся работают по вариантам).

5.Кирила Петрович – Андрей Гаврилович

6.Кирила Петрович – Владмир; Кирила Петрович – Дефорж
Что общего между всеми этими направлениями сюжетных линий в романе, что их отличает?

III этап – стадия осмысления (10 мин.) по вариантам.
Работа по тексту 1-7 глав (10 мин.): в таблицу из текста каждой главы выпишите по одной самой характерной цитате, дающей представление об образе персонажа:
Цитаты Комментарии (прочитав цитаты, прокомментируйте их: как вы понимаете эти слова, ваше отношение к ним?что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала?)
 

1 Вариант  Найти авторскую характеристику Кириллы Петровича Троекурова: как окружающие относились к «старинному русскому барину»? Чем вызвано такое отношение?
2 Вариант  Дайте характеристику Андрея Гавриловича Дубровского. Что привлекло Троекурова в Дубровском?
Фронтально: Эпизод «На псарне»: кто виноват в ссоре? Хотел ли Троекуров обидеть Дубровского? Почему они не помирились?
Индивидуально: Подготовить пересказ от лица Андрея Гавриловича Дубровского «В уездном суде». Как эта сцена характеризует персонаж?

Индивидуальное задание: Эпизод «Троекуров и Шабашкин». Проследите,  как проявляется отношение Троекурова к чиновнику и Шабашкина к Троекурову?

 Рефлексия: синквейн – пятистрочие, которое позволяет резюмировать информацию.

Учитель записывает предложенные учениками проблемы на доске, одновременно составляется таблица по прочитанным произведениям. Когда проблемы вычленены учениками, выясним, какая, с точки зрения учеников, проблема главная и почему?
Проблема «Дубровский»
Судьба Для героев романа судьба – жизненный путь, который выбирает сам человек.
Романтический герой Романтический герой – положительная оценка. Он, действительно, герой, совершающий нравственные подвиги.
Роль истории
 Погружение в историю с целью достижения реалистичности изображения. История – этапы судьбы персонажа.
 Д\з:  прочитать главы 8-14. Озаглавить эти главы. Владимир – «благородный разбойник». Отец и сын Дубровские.

 

Работы учеников

Иванова Тамара

Посвящается осени

Утро свежестью дышит,
Как тканью, прикрывшись туманом.
Золотистой листвой шевеля,
Осеннему небу поет дифирамб…
Пусто на улицах.
Сказкою пахнет!
Об осени, тихой, душистой.
Я песню свою напишу!..

Киракосова Таисия

Поэзия

Поэзия – родня загадке –
Нас искушает и манит.
Мы с рифмами играем в прятки.
Они нас тянут, как магнит!

Поэзия – родня природе.
Она как ветер в облаках
При ясной солнечной погоде!
Вся эта магия  - в стихах…

Добрецова Елена

*    *    *
Такой прекрасный летний вечер.
Стемнело быстро, и опять
Зажглись на небе звезды – свечи.
Мир начинает засыпать…

А утро день подарит новый.
Рассвет, зарница, а потом
Как прежде: небо, свет лиловый –
И дня раскроется бутон.

Третьякова Екатерина

*    *    *
Зимой Москва как будто засыпает.
И лишь в домах жизнь бурная течет:
Там яркий свет и музыка играет!
А за окном – затишье, снег и лед.

И ночью, когда выйдешь на балкон, -
Полет блестящий снега пред глазами.
Вокруг увидишь ты пустой район,
А вдалеке – церквушку с куполами.

Шестакова Антонина

Зимы дыханье угасает,
Вдоль мостовой подтаял снег,
И улыбается весна
На день святого Валентина.

Как соловей, душа поет,
Как воздух, тело невесомо.
А сердце вновь переполняет,
Вливаясь струйкою в него.
Любовь…

 

feedback
Loading